Зарубежный опыт реформирования системы ЖКХ

  • 0
Зарубежный опыт реформирования системы ЖКХ
В отличие от Украины, где сфера ЖКХ требует серьезного реформирования, за рубежом все вопросы в этом направлении уже давно решены. Западному потребителю незнакомы такие явления, как хронические перебои в подаче воды, регулярные отключения света и обветшалые дома, за которые никто не несет ответственности. Здесь всем управляют бизнес и сами потребители, для которых уют и чистота в своем доме и городе – превыше всего!

Всем известно, что жители развитых стран, в отличии от жителей Украины, умеют считать деньги и знают толк в экономии и в качестве.

В последнее время украинцам навязывают ОСМД, но закону про "ОСМД" в Украине далеко до Европейского законодательства.

Как говорится, "БЕСПЛАТНЫЙ СЫР, ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ".

Думающие население нашей страны сразу задумалось, почему некоторые депутаты начали лоббировать это законодательство?

Юристы сразу обратили внимание на "лазейки" в этом законодательстве, по которым у жильцов ОСМД можно и квартиру отобрать и загнать их в кредитное рабство.

Но это в следующих статьях...


Интересно, что в большинстве зарубежных стран, например в развитых странах, управление в сфере ЖКХ рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, за которую управляющая организация получает вознаграждение от собственников помещений, а ответственность перед ними за содержание здания несет объединение (ассоциация, товарищество) собственников жилья.

Все основные управленческие решения (прежде всего, по распоряжению финансами и заключению договоров на закупку товаров и услуг) принимаются руководящими органами товарищества (ассоциациями) собственников жилья, в то время как управляющий готовит и обосновывает рекомендации для правления товарищества.

Рынок жилищно-коммунальных услуг формирует требования к управляющим компаниям, невыполнение которых делает их неконкурентоспособными. Прежде всего это относится к страхованию управляющей компанией (управляющим) своей гражданской и материальной ответственности на случай нанесения ущерба собственникам жилья в результате неправильных действий управляющего.

Страхование ответственности управляющих развито в большинстве стран Европы и Америки. Возможно, качество жилищно-коммунальных услуг в Украине тоже кардинально поменялось бы с введением такого подхода нашим законодательством.

Кроме того, конкурентоспособность управляющей организации повышается при наличии сертификатов, подтверждающих ее профессионализм, материальную базу, штат работников, опыт и финансовую стабильность, а также неуклонное следование стандартам в сфере ЖКХ.

Любопытен опыт Польши, которая в числе первых из государств бывшего социалистического лагеря перешла на управление в сфере управления ЖКХ, создав акционерное общество со 100-процентным государственным или городским капиталом. Были объединены все виды коммунальных услуг в единую компанию. Все экономические, технологические процессы осуществляются холдингом. Основной курс, который взят поляками, – оказание качественной услуги и обеспечение надежности функционирования всех объектов.

В сфере ЖКХ Польши действуют поставщики разных форм собственности. Так, в Краковский коммунальный холдинг входят предприятия энергетики, водоканала, муниципального транспорта. При этом 100% акций холдинга принадлежит Гмине (мэрии) г. Кракова, которая управляет денежными потоками, производством, ведет контроль. Несмотря на то, что холдинг – акционерное общество, власть в Кракове даже не планирует продажу акций. В то же время, на рынке таких услуг, как уборка, вывоз мусора, обслуживание жилья в плане ремонта – много частников. Для модернизации, переоборудования они пользовались и пользуются очень льготными кредитами.

В Украине, в первую очередь, стоит проблема нехватки средств и несвоевременных платежей за оказанные услуги. Несвоевременная оплата сдерживает качество выполняемых работ. В Польше нет такого явления, как массовые неплатежи, проблем неоплаты услуг вообще не возникает. Там давно отработана система субсидий, льгот, тарифов и кредитов.


В некоторых государствах Восточной Европы и Прибалтики собственники помещений в многоквартирном доме имеют право не создавать товарищество – юридическое лицо, а заключить на равных для них условиях общий договор с управляющими компаниями.

В таком случае органом, ответственным за принятие решений, выступает общее собрание собственников жилья, а управляющая компания готовит свои предложения для вынесения их на его рассмотрение и утверждение.

В странах Восточной Европы управленческо-ремонтно-обслуживающие организации постепенно разделились на организации более узкой специализации в соответствии с требованиями повышения экономической эффективности их деятельности. Таким образом, рынок развивается в сторону специализации и усиления конкуренции между организациями с одинаковой специализацией.


Продолжение следует ...скачать dle 12.0