Николаевщина: совет инвесторов – «сапоги всмятку» (Статьи читателей)

  • 0
Николаевщина: совет инвесторов – «сапоги всмятку» (Статьи читателей)

Пресс-служба Николаевской областной государственной администрации сообщает (*): «… Совет инвесторов… создан для того, чтобы улучшить бизнес-климат в регионе. … Руководителям ведущих предприятий … предложено предоставить областной государственной администрации информацию относительно годовых планов развития производства, в частности его модернизации и привлечения энергосберегающих технологий, запланированного выпуска новой продукции, наличия новых инвестиционных проектов, и тому подобное …».
Комментарии

Инвестор – это лицо, осуществляющее вложения капитала с целью получения дохода в рамках инвестиционного процесса. А инвестиционный процесс – это поиск и изучение объекта инвестирования, финансирование, контроль со стороны инвестора за ходом реализации инвестиционного проекта.
Приведенные определения в инвестиционном менеджменте являются общепринятыми. По ним процедура «…предоставления информации относительно годовых планов развития производств …» в органы государственной власти среди обязательных работ не числится.
Собственники средств – инвесторы – постоянно ищут выгодные проекты для вложений с целью получения большого дохода с минимальными рисками. Потому коллективы в виде советов из независимых инвесторов не могут ограничивать право любого из них распоряжаться своими средствами по своему усмотрению. А потребность отчитываться в своих инициативах перед государственными структурами (кроме статей, установленных законами страны) вообще несуразна.

В предыдущие годы схожую технологию взаимодействия с инвесторами пытался применять один из президентов Украины. На совещания по улучшению бизнес-климата в стране приглашались ведущие бизнес-командиры национальной экономики, известные отечественные и зарубежные инвесторы. Но все такие мероприятия заканчивались одним – скрытыми попытками власти администрировать над чужими капиталами. Прошедшие годы показали, что существенных результатов эти инициативы не принесли. Советы бизнесу насчет его средств, бизнес воспринимает через величины доходов и рисков. Это сфера рынка, а не командира с командного пункта какой-либо высоты.

Почему в николаевском регионе решили использовать заведомо неуспешную технологию взаимодействия с инвесторами сказать сложно. Одной из возможных причин может являться необходимость разработки «…программы инновационно-инвестиционного развития Николаевщины и усиления конкурентоспособности области с использованием местных особенностей». Однако в такой формулировке содержится глубокая неопределенность и вот её смысл.
Инновационно-инвестиционное развитие Николаевщины может проходить только в рамках инвестиционно-инновационной модели развития страны – составной части стратегии экономического развития Украины.

В национальной стратегии «…приоритетным направлением развития считается достижение высоких результатов конкурентоспособности по глобальным критериям…». В число таких критериев (по определению Всемирного Экономического Форума) применительно к региону входят:
- базовые требования – государственные и частные институты, инфраструктура, здравоохранение и начальное образование;
- усилители эффективности – высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров, эффективность рынка труда, уровень развития финансового рынка, оснащенность новыми технологиями;
- факторы развития и инновационного потенциала – уровень развития бизнеса, инновации.
Значения глобальных критериев конкурентоспособности для Украины известны – многократно определялись Всемирным Экономическим Форумом (независимая организация) совместно с фондом «Эффективное управление». Потому в стратегии развития страны задача их увеличения имеет четкую постановку и её решение нацелено на конкретный результат.

В последний раз глобальные критерии конкурентоспособности для Украины и 20 её территориально-административных единиц (из 27) были рассчитаны в 2010 году. Соседи Николаевщины – Одесская и Херсонская области – о своей конкурентоспособности знают много, и они могут ставить конкретные задачи по её увеличению.

Для описания поведения инвестора при выборе направлений вложения рассмотрим, как примеры, уровень развития производственных процессов и возможности для инноваций (компоненты факторов развития и инновационного потенциала).
Национальным лидером по уровню развития производственных процессов в 2010 году стала Закарпатская область.(**) Одесская и Херсонская области (**) по этой компоненте имеют достижения несколько ниже, чем страна в целом. Потому развивать производственные процессы в Закарпатье много выгоднее, нежели на других территориях. В ней отдача от вложений состоится много раньше, чем, к примеру, в областях Одесской или Херсонской. Эта компонента конкурентоспособности способна влиять, и влияет на решения инвесторов о вложении средств в территории.

Безусловным лидером по возможностям для инноваций выступает Киев.(**) Что касается Одесской области (**) то в ней эта компонента выше средней в стране, а в Херсонской области (**) – она ниже среднего значения. Направленными действиями местных администраций в деловом сотрудничестве с бизнесом дело с инновациями может быть улучшено. Внимательный инвестор об этом знает и понимает, что самый быстрый доход от вложений в инноваций получится в Киеве. В Одесской области отдача от инноваций случится несколько позже, а в Херсонской области доход состоится в отдаленном будущем. Отсюда и следует, где инновации перспективны, а где с ними можно не спешить и не расходовать быстро на них средства.
В целом, такая информация описывает большинство территорий Украины как объекты для вложений инвесторов. Именно такой подход и содержится в стратегии экономического развития Украины.

Относительно Николаевской области ничего подобного сказать невозможно – значения её глобальных критериев конкурентоспособности неизвестны. Потому в регионе популярен не системный взгляд, а вариант из народного фольклора – «поди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что».

Неопределенность в создаваемой «…программе инновационно-инвестиционного развития Николаевщины и усиления конкурентоспособности области с использованием местных особенностей» будет таить так много неизвестного, что спасти её может только счастливый случай. Но инвесторы, в своем подавляющем большинстве, не склонны полагаться на случаи, пусть даже и счастливые. Они рискуют своими, а не чужими капиталами – многим чиновникам сии страхи неведомы. Их советы, нередко, бессильны против дохода и риска инвесторов.

Проблемы управления регионом, что шило в мешке – от внимательного взора инвестора их не утаишь. Потому совет инвесторов при областной государственной администрации это не более чем формальная инициатива с кажущимся содержанием. Утолить с её помощью региональную жажду на инвестиции то же, что накормить голодного «сапогами всмятку».

P.S. По моему мнению, создание «программы инновационно-инвестиционного развития Николаевщины и усиления конкурентоспособности области с использованием местных особенностей» разумно проводить с учетом опыта других регионов. В частности, определится с величинами глобальных критериев конкурентоспособности, наметить их желательный рост, создать для этого благоприятные условия и постоянно рассказывать об этом бизнесу. И если инвесторы увидят приличные доходы и невысокие риски, то деньги не заставят себя ждать.



В.А. Никитин, эксперт Всеукраинской экспертной сети
скачать dle 12.0