Операторы связи хотят взять на себя функции банков и проводить расчеты за покупки своих абонентов

  • Сообщить о ошибке
  • 0
До недавнего времени мобильные устройства в Украине коммерсанты использовали с одной целью — для мобильного маркетинга. Теперь операторы связи хотят приучить украинцев использовать свой телефон в качестве кошелька, с помощью которого можно будет расплатиться за многие товары и услуги.

В перспективе это позволит компаниям заметно увеличить выручку.

Проба пера

Зарабатывать на партнерстве с производителями массовых товаров и услуг мобильные операторы начали еще в начале прошлого десятиления. Выглядело это следующим образом: абонентам предлагалось поучаствовать в акции производителя напитков (пива или колы). Отправив sms на короткий номер, можно было выиграть в лучшем случае футбольный мяч или, как обычно и происходило, еще одно пиво. Операторы связи тоже использовали sms-маркетинг для проведения таких акций, как «100 дней. 100 машин», когда абонентам предлагалось принять участие в викторине. Эти незамысловатые механизмы до сих пор приносят компаниям неплохой дополнительный доход, увеличивают продажи. По данным агентства мобильного маркетинга LEAD9, только летом этого года участниками sms-акций стали 12 млн человек.

Налог не в помощь

Переход от этапа «мобильная акция» к этапу «мобильная покупка» — это сложная задача для операторов. Несмотря на то что «умных» мобильных устройств, которые можно использовать в качестве виртуальных кошельков, у украинцев уже много (около 10,5 млн), существует большое количество препятствий для внедрения платежных сервисов. Во-первых, компаниям пока не удалось преодолеть финансовый барьер. За услуги связи сотовики отчисляют в обязательном порядке 7,5?% в Пенсионный фонд. В 1990?х государство считало мобильную связь роскошью, и состоятельных украинцев, пользующихся сотовыми телефонами, этим налогом обязали помогать менее зажиточным согражданам. Сейчас мобильные устройства есть у каждого жителя страны, но такой «налог на роскошь» остался.

Второе препятствие — конкуренция и сильное лобби со стороны самих банков. В отличие от операторов, которые хотят привязать деньги к сим-карте, а соответственно и к мобильному счету абонента, финучреждения создают специальные приложения для собственных систем дистанционного обслуживания. По мнению начальника управления информационных технологий банка «Национальный кредит» Дмитрия Довгого, несмотря на то что открытие счета в банке связано с большим количеством неудобств (нужно прийти в банк, подписать документы, заполнить анкету финмониторинга, заключить договор на обслуживание в системе клиент-банк), это дает клиенту определенную гарантию безопасного проведения транзакций.

Спорный симбиоз

На другой чаше весов предельно простая операция открытия счета у мобильного оператора. «Достаточно приобрести сим-карту в любой торговой точке и вставить ее в телефон. Нет одноразовых паролей, дополнительной аутентификации, электронных ключей (т.?е. защиты платежей от махинаций). Поэтому справедливо, что тратить деньги с мобильного счета можно только на услуги связи», — констатирует Довгий. А симбиоз двух систем, по его мнению, вряд ли возможен. Правда, компания «Киевстар» в июне решила поэкспериментировать и совместно с «Контрактовым домом» (располагает лицензией на финуслуги) открыла сервис «Мобильные деньги» по переводу денежных средств с мобильных телефонов в пользу получателей различных платежей. Такое сотрудничество позволило не платить дополнительный сбор в пенсионный фонд.

Сейчас с помощью «Мобильных денег» можно совершать свыше 600 различных платежей: оплачивать такси, коммунальные и банковские услуги, билеты в кинотеатры. «Сервисом с момента запуска воспользовались более 40 тыс. абонентов. А количество транзакций растет на 200?% в месяц», — довольна руководитель отдела услуг мобильной коммерции «Киевстара» Леся Запорожец. Впрочем, высокие темпы — лишь отражение эффекта низкой базы: с учетом того, что у «Киевстара» сейчас около 25 млн сим-карт, новую услугу опробовали лишь 0,15?% пользователей.

«Мобильные деньги», по словам Запо­рожец, удобны для оплаты услуг, когда под рукой нет банковской карты, человек забыл ее реквизиты или попросту боится светить свой номер карты в интернете, опасаясь мошенников. «Кроме того, есть потребители, которые пока не располагают счетами в банках и соответственно банковскими картами», — поясняет эксперт.

«Киевстар» пока первопроходец на рынке мобильных денег, но другие операторы обещают запуск аналогичного сервиса в ближайшее время. «Мы обсуждаем возможность запуска услуг с рядом украинских банков», — сообщила начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан. А главный исполнительный директор компании «Астелит» (life:)) Александр Баринов все?таки собирается дождаться регуляторных изменений, когда сбор в Пенсионный фонд будет отменен. Рубан уверяет, что у фонда уже есть понимание того, что мобильный платеж не является услугой связи. МТС хочет запустить мобильный кошелек в следующем году. В Пенсионный фонд будет представляться своего рода объяснение, какие оказанные компанией услуги за определенный период не относились к мобильной связи. Сбор на них не будет начисляться.

Кошелек в смартфоне

Новым драйвером мобильной коммерции в Украине должна стать беспроводная технология ближнего действия NFC (Near Field Communications). Она позволяет эмулировать на сим-карте банковские карты, транспортные приложения, карты лояльности, ключи доступа, что превращает телефон в инструмент для оплаты, совершения покупок в рознице «в одно касание», а также в проездной билет, электронный пропуск. Компания «Киевстар» в июле начала тестировать эту технологию совместно с Альфа-Банком и платежной системой MasterCard в магазинах и ресторанах через POS?терминалы.

Но смартфонов с поддержкой NFC в Украине пока очень мало. По информации «Киевстара», в его сети таких устройств около 100 тыс. У МТС — более 400 тыс.

С другой стороны, инфраструктура для приема бесконтактных микроплатежей уже подготовлена самими банками. POS-терминалов, поддерживающих NFC и PayPass, до конца года станет в общей сложности около 23 тыс., ожидает директор по развитию коммерции MasterCard Александр Будяков. «Киевстар», осознавая это, собирается в ближайшее время начать продажу сим-карт с прикрепленным чипом NFC. Таким образом каждый телефон можно будет превратить в платежное устройство. Представитель МТС говорит, что популяризировать NFC-решения могут проекты по оплате проезда в общественном транспорте.

Новый рынок

Эксперты по мобильной коммерции МТС прогнозируют, что в течение трех-пяти лет на различные сервисы электронных платежей, в том числе и мобильную коммерцию, может приходиться от 60?% до 70?% всех микроплатежей (контент, общественный транспорт, вендинг-машины, парковка). «При удачном стечении обстоятельств оборот мобильной коммерции в Украине вполне может выйти на десятки миллионов гривен в месяц уже в ближайшие годы, а рост рынка в год может быть кратным», — уверен представитель МТС.

Вместе с тем операторам мобильная коммерция не принесет мегадоходы. Международный опыт показывает, что финансовые сервисы приносят операторам связи дополнительно до 5?% доходов, в зависимости от насыщенности конкретного рынка банковскими услугами.